Сотрудничество с русскими партнерами. Мифы и реальность

Сотрудничество с русскими партнерами. Мифы и реальность

Один из главных вопросов, возникающих у иностранных предпринимателей при выходе на российский рынок, — как работать с русскими. Какие они – русские партнеры – на самом деле? Расскажет наше PR-агентство.

Медведи, водка и балалайка — стереотипы, уже давно оставшиеся в прошлом. Бизнес-культура в России существенно изменилась за последние 20 лет и теперь во многом приближена к западной. Тем не менее, есть особенности, которые следует учитывать. 

Отношение к иностранцам

Суровые лица на улицах не должны вас смутить. В России иностранцев любят и всегда готовы помочь. Связи с общественностью по-русски начинаются именно здесь. В этом вы сможете убедиться и при более близком знакомстве с партнерами.  Вскоре серьезный тон сменится дружеским похлопыванием по плечу и приглашением в гости. Кстати, если вы его примете, захватите с собой вино, сладости и цветы (обязательно нечетное количество и никаких желтых роз). 

Язык

Нанимайте переводчика или учите русский язык. Это не шутка. 80% населения не владеют ни одним иностранным языком. Конечно, в бизнес-среде знание английского – скорее уже норма, но в целом жители России чаще говорят только по-русски. И кстати, ваши собеседники придут в восторг, если вы попытаетесь произнести пару фраз на их родном языке.

Бизнес-контакты

Лучше уведомить встречающую сторону о целях и теме вашего визита. Русские любят быть хорошо подготовленными к переговорам. Оформление протокола или предварительного соглашения, заверенного подписями с обеих сторон – обычная практика.

Время

Не назначайте вашу поездку на конец июля-август. Этот период неофициально считается в России временем отпусков, и многие важные лица компании могут оказаться недоступны.

Рабочий день в России длится с 9:00 до 18:00 (или с 10:00 до 19:00). Предпочтительно уложить официальную часть вашего визита в этот отрезок.

Дресс-код и переговоры

В России есть поговорка «по одежке встречают, по уму провожают». Для русских важно произвести хорошее первое впечатление. Поэтому ваши партнеры вероятнее всего будут одеты с иголочки. Вас будут слушать внимательно: российские бизнесмены открыты для новых идей, особенно из западной деловой культуры.

Пунктуальность

Русские обладают большой долей самоиронии и часто сами признаются, что пунктуальность — это не их конек. Впрочем, когда речь идет о серьезных мероприятиях (сделках, пресс-конференциях и т.п.) вы можете на нее рассчитывать. Опоздать могут на работу или не самую важную встречу. Местные к этому готовы. Если вы нет – стоит обговорить этот пункт заранее.

Отношения между людьми

Дружба на годы здесь часто завязывается именно на работе. Порой в офисе обсуждают очень личные дела, используя работу как коллективный сеанс психотерапии. То же самое может произойти и с партнерами, если русский посчитает, что вы уже достаточно хорошо знакомы.

Русские душевны, и если у вас спрашивают как дела, то именно это имеют ввиду. Они готовы вас выслушать и посочувствовать. И в ответ, ожидают взаимности. Русские в принципе за всяческие личные контакты и всегда ориентированы на человеческие отношения. Это стоит учитывать и в конфликтных ситуациях.

Отсюда следует и готовность русских к долгосрочному сотрудничеству. Они действительно хотят с вами подружиться и построиться долгий совместный бизнес.

Иерархия и обращение

В компаниях, как правило, существует четкая вертикальная иерархия, где более старший по должности управляет своими подчиненными. Впрочем, демократический подход побеждает и решение часто принимается на совещании и с учетом общего блага. Так же обязательная часть этикета здесь —  уважение более старшего по возрасту.

В последние годы в России выросло поколение западно-ориентированных предпринимателей и обращение просто по имени достаточно распространено. Однако, есть консервативные компании, где предпочитают обращение по имени и отчеству. То же может касаться представителей руководства и более старшего поколения.

Не стоит:

— заключать сделку в ресторане (там лучше ее отметить)

— слишком дистанцироваться

— беспечно относиться к местному законодательству

Стоит:

— смотреть в глаза и крепко жать руку

— не бояться говорить о личном и семье

— настроиться на долгосрочное сотрудничество

Понимая особенности русских партнеров и сотрудников, вы сможете организовать ваш бизнес в России более эффективно. А наше PR-агентство всегда готово помочь в продвижении вашего бренда на российском рынке.

Наталья Анисимова,
PR-менеджер, PR Formula — продвижение иностранных брендов в России